+7 (8692) 48-92-78 dopobr@sev.msu.ru

Часто задаваемые вопросы

Каким образом будет определяться содержание дополнительных профессиональных программ?

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли федеральный закон N 273-Ф3 объем для данных видов программ?

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

В федеральном законе N 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. что под этим понимается? какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности — это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.
В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Можно ли привлекать к учебному процессу в организациях дополнительного профессионального образования лиц, не имеющих ученых степеней и званий?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования.
Для должности «преподаватель» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.

Чем отличается государственный диплом о профессиональной переподготовке от государственного диплома о втором (третьем и т.д.) высшем образовании?

Диплом профессиональной переподготовки свидетельствует о том, что его обладатель владеет дополнительной специальностью, кроме полученной после ВУЗа.
Свойство диплома о профессиональной переподготовке таково, что дополнительная специальность становится равноправной со специальностью по базовому образованию (определено законодательно) и дает право заниматься соответствующим видом деятельности. Имея один диплом о высшем образовании, можно хоть каждый год проходить профессиональную переподготовку и получать диплом государственного образца о новой профессии. Срок обучения для получения диплома — вот главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании. Получив переподготовку или второе высшее образование, Вы можете работать на одинаковых должностях.

Могу ли я поступить на программу проф. переподготовки по психологии, если первое образование у меня экономическое?

«Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»
(вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»)

В соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, прием слушателей на обучение по ДПП, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования возможен на законном основании.

Чем отличается профессиональная переподготовка от курсов?

Основное отличие в том, что диплом о профессиональной переподготовке дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности, а свидетельство/удостоверение – свидетельствует о том, что слушатель прошел краткосрочный курс повышения квалификации по определенной программе.

В связи с последними изменениями в перечне документов, подтверждающих наличие высшего образования, можно ли рассчитывать на получение диплома о профессиональной переподготовке, имея диплом о неполном высшем образовании?

В соответствии с п. 8 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 2571, профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования. При этом, как следует из п. 9 Положения, уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ (в ред. от 01 декабря 2007 N 313-ФЗ), только лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. При этом устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра. Только квалификация «бакалавр», «специалист» и «магистр» дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

До принятия Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ действовало правило, согласно которому образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

Однако и в то время только получение диплома, подтверждающего квалификацию (в том числе «бакалавр» давало гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Диплом о неполном высшем образовании никогда не являлся документом, подтверждающим квалификацию, а в форме диплома (Приложение 7 к Постановлению Госкомвуза России от 30 ноября 1994 N 9) установлено, что диплом дает право профессиональной деятельности и продолжения высшего образования (а не какого-либо другого).

Таким образом, диплом о неполном высшем образовании не давал вам права поступать в образовательное учреждение для прохождения профессиональной переподготовки. В соответствии с п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (в ред. от 31.03.2003 N 175) в результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности.

Поскольку диплом о неполном высшем образовании не является подтверждением полученной специальности, он не дает права на получение диплома о профессиональной переподготовке.

Я прошла профобучение по специальности «воспитатель». работаю воспитателем в детском саду более 30 лет. могу ли я пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования?

Согласно частям 2 и 3 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, к освоению дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Профессиональное обучение, как следует из части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не приравнивается ни к среднему профессиональному, ни к высшему образованию.
Таким образом, лица, прошедшие профессиональное обучение и не имеющие (или не получающие) среднее профессиональное и (или) высшее образование, к обучению по программам дополнительного профессионального образования не допускаются.